На Орле за два моря.(часть 1я, восстановленная)

yuriy

orlandoлюб
Регистрация
17 Мар 2013
Сообщения
53
Авто
орландо LTZ
Отчет восстанавливал, после того как не подумавши удалил фотки с Радикал хостинга.... :(
В ближайшие дни наверное сверстаю турецкую часть, хотя не факт....
Хлопотно это все....
Здравствуйте друзья!
Летом – осенью минувшего года я осуществил свою давнишнюю мечту, дальнее путешествие на собственном автомобиле.
А вот отчет собрался написать только сейчас, находясь зимой на «вахте». До сих пор не уверен, что я его закончу.
Изначально, путешествие задумывалось в Абхазию, посмотреть и показать своей семье горы, покупаться в море, насладиться национальной кухней, но почитав отчеты в интернете о путешествиях по Абхазии, я был неприятно удивлен большим количеством отрицательных отзывов.
Это и постоянное вымогательство со стороны местных гайцов, разводы на деньги со стороны местного населения, воровство, да и вообще не самое дружелюбное отношение к русским. Повторюсь, это негативное впечатление создалось после изучения интернета.
Как альтернативный вариант я начал читать про Грузию и понял, что нашел то, что хотел, тут тебе и бесчисленные туристические достопримечательности в виде церквей, монастырей, крепостей, и море, и дружелюбный народ, и кулинарный рай. Подавляющее количество путешественников, в восторге от этой страны, и мечтают туда вернуться. Я полностью с ними солидарен.
Изучая карту Грузии, я понял, что без проблем могу посетить так же и соседнюю Турцию, и идея посетить за одно путешествие две страны, мне понравилась еще больше.
Конечной точкой для посещения Турции был выбран курортный город Мерсин, на побережье средиземного моря.
Свой автомобиль Chevrolet Orlando, я дооборудовал поперечинами «Амос», приобрел и установил бокс российского производства «Lux», было установлено ГУ Witson C155, скачаны навигационные карты России, Грузии, Турции.
Так же была приобретена и установлена радиостанция MegaJet MJ-555, в паре с антенной Sirio Triflex 27/FM/900. Данная антенна ставится на место штатной и по дизайну не отличается, только немного длиннее.
Для тех, кто не в курсе ребята, хочу отметить крайнюю полезность радиостанции в автомобиле при дальних перегонах.
В первых ты полностью информирован об оперативной обстановке по трассе, где работает «машинка», где стоят камеры, где ремонт, «обочинка», где можно нормально покушать, и т.д. и т.п.. Можно даже не вступать в разговор с «дальнобоями», достаточно просто слушать радиообмен.
Во вторых большие братишки всегда подскажут, когда можно его безопасно обогнать, если его об этом спросить. В условиях узких федеральных трасс и плотного трафика на наших дорогах, а так же не самого мощного движка на наших Орландо, это достаточно актуально.
В третьих «дальнобои» всегда подскажут дорожку как лучше, мне это помогало в Омске, Челябинске, да и еще много и много где, путь по навигатору далеко не всегда самый лучший, особенно когда проезжаешь большие города транзитом.
Мой экипаж состоял из трех человек: я, жена Танюшка, и дочь Иришка. При необходимости мы без проблем размещались на ночлег в автомобиле, разложив задний, средний ряд, и переднее пассажирское сиденье.
Маршрут по территории России был проложен следующий:
Енисейск – Красноярск – Кемерово - Новосибирск – Омск – Курган – Челябинск – Уфа – Бугульма – Самара – Тольятти - Саратов(в стороне) – Волгоград –Элиста – Минеральные Воды – Пятигорск – Владикавказ – МАПП Верхний Ларс.
Многие знакомые, друзья, если и не крутили пальцем у виска, то скептически улыбались, и называли наше предстоящее путешествие как минимум авантюрой, считая благодаря нашим пропагандистским СМИ, Грузию практически враждебным государством, а до Турции они типа и на чартере с большим комфортом долетят… Ну, «пакетники», «матрасники», что с них взять.
Из Енисейска мы выехали во второй половине дня 4го августа, переночевали в Красноярске, и с утра 5го числа рванули по федералке М53,в «сторону южную, с севера милого».
Покрывать ежесуточно огромные расстояния мы не были настроены изначально, так как во времени были практически не ограничены и имея всего одного водителя в виде меня.
Первые сутки езды были, пожалуй, самые скучные, так как дорога и пейзажи были до боли знакомые, хотя сказать скучные все-таки будет не правильно, адреналин бурлил в крови, и сердце сладко замирало в предвкушении будущих неизвестных дорог. Первая ночь застала нас, не доезжая Омска в кемпинге Островок.
Вторые сутки мало добавили разнообразия в пейзажах за окном, узкая федералка, забитая фурами, все те же заросшие бурьяном поля, и березовые «околки». Заночевали, не доезжая Челябинска около 70ти км.
Третьи сутки, ехать уже было интереснее, посмотрели «суровый» Челябинск, накрытый смогом,



«спасибо» навигатору протащил нас через весь город. За Челябинском на Уфу, шикарная автострада,



правда, не долго, затем начались Уральские горы. Интересно. Красиво.



Справедливости ради надо сказать, когда мы возвращались обратно, после Турции и Кавказа, проезжая Урал так и хотелось сказать, а где мы здесь до этого горы видели?
Проезжаем Башкирию, смотрим во все глаза, природа уже совсем не наша, дубовые рощи, неопознанные деревья, холмы пестрящие разнотравьем, ухоженные поля, ландшафты приобрели цивилизованные черты. А за Уралом в нашу сторону все по-другому,поля заросли бурьяном, обидно, Сибирь как не любимая падчерица у России, не доходят руки.
Обед в Башкирии.



Вечером въезжаем в Татарстан, то же все чистенько и ухоженно, в полях колосятся зерновые, цветут подсолнухи, посреди полей «качалочки», вверх-вниз, вверх-вниз, качают черное «золото».
Вот и Бугульма, где нас ожидает мой друг Нажмидин, с которым мы на севере Красноярского края, это самое черное «золото» разведываем.
Нас ждет горячая баня, тазик шашлыков и разговор далеко за полночь.

Четвертый день, выезжаем из Бугульмы не самым ранним утром, задача доехать до Волги,



куда - нибудь поближе к Волгограду, и встать пораньше на ночлег на берегу, с приготовлением ухи. Что мы с успехом и воплощаем в жизнь.

Пятый день, наблюдаем бесконечные степи, балки, холмы. Да, было где на танках погонять в 1942м.



Вдоль дороги бахчи, бахчи, бахчи и арбузно – дыневые развалы. Дегустируем арбузы,



ну очень вкусно, и дешево.

После обеда приезжаем в город – герой Волгоград.



Всю жизнь хотел побывать на мемориале Родина Мать, поклониться героям. Поэтому снимаем в городе квартиру и остаемся до следующего дня.
Смотрим город, мемориал. Действительно, Родина Мать впечатляет.








Величественно, монументально, торжественно – скорбно, не забываемо. Вдвойне приятно, что это все прочувствовала моя младшая дочь.

Шестой день. Хорошо отдохнув, покидаем съемную квартиру. В планах доехать до Верхнего Ларса (граница). Насколько незабываема Родина Мать, настолько же незабываема Волгоградская транзитная дорога, через весь город. Такое впечатление, что после войны еще просто не успели заделать воронки. В эфире сплошной мат. Хотелось бы, что бы власть предержащие услышали, что про них думают.
Вот и Калмыкия.



Некоторые путешественники пишут, что самая скучная часть пути это Калмыкия. Ничего подобного. Меня так, эти бескрайние степи, этот бесконечный простор, уходящая прямой стрелой за горизонт дорога, просто завораживает.



Проезжаем Элисту,



то же через весь город.
Гаишники, провожая цепким взглядом, почему то нигде не останавливают (забегая вперед скажу, все остановки ожидают почему то на обратном пути).
Въезжаем в Ставропольский край, неплохие дороги, прямые участки, слева, справа, кругом пшеница, поля до горизонта. Стационарный пост ДПС, всех останавливают, мы мимо.
Минводы встречают стойким запахом сероводорода. Много гаишников, все заняты, пока не до меня.
Пятигорск, количество гайцов в бронежилетах и с автоматами просто начинает пугать. Я пока отделываюсь их косыми боковыми взглядами, не до меня.
Начинаются горки, вверх – вниз, поворот. Дороги не плохие, местами двухполосные, местами ремонт, расширяют.
Говорят самые злые гаишники в Кабарде. Подъезжаем к границе. Всех останавливают. Меня провожают прищуренным взглядом, в груди холодок, такое ощущение, что смотрят через прицел автомата.
Едем дальше. Попутные джигиты, рассматривают мою машину, движущуюся со скоростью 100 км/ч, не иначе как злостную помеху, и, не снижая скорости для просчета своего маневра, идут на обгон, невзирая на встречки и закрытые повороты. Уже темно, моросит дождь, очень плотное движение, постоянные обгоны, спереди, сзади, кругом слепящий свет фар, напрягает…
Северная Осетия, пост, практически пробка, машины еле двигаются. Останавливают всех, местные конечно, «не все».
Небрежный взмах палочки, приказ остановиться. Наконец то, дождался. Проезжаю пост, с трудом нахожу место для остановки, все забито машинами. Подходит сержант, просит включить свет в салоне. Забирает документы, предлагает пройти на пост.
После того как я выстоял очередь к окну ДПС, мне предъявили нарушение в виде непристегнутого пассажира на втором ряду. У меня были реально все пристегнуты. После вялого препирательства, офицер неожиданно соглашается. Затем с какой- то неподдельной тревогой уточняет: « У вас точно все в порядке? Вы не слишком устали? Знаете ли вы дорогу?» Затем отдает документы и советует подумать, стоит ли ехать дальше ночью.
Хочу отметить, проезжая «наш», Северный Кавказ, нас не покидало чувство какой то неопределенной, постоянно окружающей опасности, а после такой трогательной заботы на посту, оно только усилилось, и решение пересечь границу хоть ночью и ночевать в Грузии, было принято окончательно.
Владикавказ нас встретил яркой иллюминацией. Все улицы освещены, по фасадам домов гирлянды, у нас так бывает на Новый Год. Много полиции, ДПС вооружены до зубов, нас опять не останавливают, ни на въезде, ни на выезде, ну а мы и не против. На выезде из города, останавливаемся в магазинчике и в недоумении начинаем прислушиваться, где то совсем рядом в горах кто-то истошно взвизгивает, хохочет и воет. Шакалы, говорит абориген, стоящий на крыльце, и добавляет, они везде, где война. Для чего так сказал? Нас напугать? Боевые действия в регионе не велись. Или мы что-то не понимаем и не знаем, а они всегда живут в состоянии войны? В общем, осадок остался.
До Верхнего Ларса остается 28 километров. Начались настоящие горы, ущелье, скалы теснятся к самой дороге. До границы доехали достаточно быстро, и тут вспоминаем, забыли с карточки снять деньги. Возвращаемся во Владикавказ, находим банкомат, снимаем деньги и обратно. Перед границей, на заправке «ROMA» заправляемся до полного. В Грузии бензин дороже в полтора раза.
На пограничном переходе очередь только из фур. Перед нами пара легковых машин с осетинскими номерами. Проходим быстро, досмотр достаточно формальный. Штампы в паспортах, фотографии «на память», и, до свидания Россия.
Едем дальше по нейтральной полосе, ущелье, тоннели, едем долго, может уже километров пять, я в недоумении. Может это уже Грузия? Ан нет, вот за поворотом, в ярком освещении появляется МАПП Дариали. На ветру полощется огромный белый флаг с красным крестом. Приходит понимание, что мы реально заезжаем в другое государство. Процедура досмотра еще более формальна, мы даже не выходим из машины, просто опускаем окна и нас фотографируют по очереди. Грузинский пограничник вежлив и дружелюбен, хорошо говорит на русском. Надо отметить, что машины с осетинскими номерами, досматривали по-настоящему.
Выезжаем с пограничного перехода Дариали. Ну, здравствуй Джорджия! Гамарджоба!
Несмотря на позднее время, была уже ночь, мы были возбуждены и счастливы. Вокруг огромные величественные горы. Десять километров по хорошей асфальтированной дороге по Дариальскому ущелью, и мы въезжаем в Степанцминду. Сколько ж я про тебя читал, представлял, как сам сюда приеду, и вот мы здесь! Надо просто сильно чего-то желать, и это обязательно сбудется. Мысль она материальна.
Время позднее, на улицах никого. Ночевать остаемся в машине на краю площади, у нас все к этому приспособлено, надувной матрац, одеяла, подушки.
Седьмой день. Просыпаемся около восьми часов утра, от вида вокруг захватывает дух, вокруг горы, на вершинах некоторых гор лежит снег. Сам Казбек уже скрылся в облаках. В направлении Казбека, высоко в горах, невооруженным взглядом видна церковь святой троицы, Гергети, место паломничества туристов со всего мира. Жаль, но на моем «Орлушке» туда не подняться. Нанимать джип, принципиально не хочу, моя установка на путешествие, побывать там, куда смогу добраться своим ходом.
Быстро приводим себя в порядок, удобства рядом, чай, кофе, меняем часть рублей на лари, и выезжаем в направлении Тбилиси.
На участке между Степанцминдой и горнолыжным курортом Гудаури, много гравийных участков, идет ремонт, дальше почти везде асфальт.
На выезде из Степанцминды, остановились помыть окна.



одни из первых кадров в Грузии





Военно-Грузинская дорога петляет, змеится, и неуклонно ползет вверх к крестовому перевалу.







Хороший асфальт, четкая разметка, виды вокруг завораживают, душа поет.





В районе крестового перевала попадается смотровая площадка. Виды вокруг не передать словами, во всяком случае, моими.







Побегали, пофотались, поохали, поахали.





Не повезло, что было несколько автобусов с туристами, Арабские Эмираты, поляки, немцы. Не люблю когда много народу. Поехали дальше, дорога пошла вниз.
После обеда остановились покушать в небольшой гостинице на трассе. Потом мы, почему то часто вспоминали именно этот первый грузинский обед, может потому что пробовали все в первый раз.
Заказали три порции «острое», хачапури, салат, литр домашнего вина. За все отдали, что то около 500 рублей. «Острое» кстати, совсем не острое, это что-то между первым и вторым, густой суп, где много говяжьего мяса, томата, и еще много чего. Блюдо очень распространенное в Грузии, и есть в меню всех кафе и ресторанов.
Следующая остановка, древняя крепость Ананури,



здесь в реку Арагви впадает небольшая Ведзатхеви.



У подножия крепости, Жинвальское водохранилище, место воднопляжного отдыха местных. Внутри крепости, действующий храм.



После осмотра крепости, мы искупались в бирюзовых водах водохранилища



и выехали дальше.
Ночевать запланировали в городе Мцхета, а перед этим посетить еще одно культовое место туристической Грузии, монастырь и храм 7го века, Джвари.
Проехали поворот на Мцхету, развернулись, и, следуя указателю, повернули направо к монастырю.
Ползем зигзагами круто в гору. Монастырь находится на высокой горе. Приехали.



Здорово, очень красиво. Место, описанное Лермонтовым в «Мцыри». «Немногим лет тому назад, там, где сливаяся шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагви и Куры. Там монастырь стоял ….» Ну как то так….
Очень высоко, хлещет ветер,





далеко внизу у слияния двух рек раскинулась древняя столица Грузии, Мцхета.





Осмотрели монастырь поехали вниз, в город. Остановились где-то в центре. Долго искать жилье не пришлось. Остановился мужчина, куда-то позвонил, и вскоре подошла милая женщина Майя. Предложение нас вполне устроило. Мебелированая комната, газ, посуда, душ, туалет, отдельный вход.
Мцхета, у домашнего отельчика.



За все 70 лари, средний курс в обменниках по тем временам составлял около 23рублей за 1лари. В стоимость, кстати, входил ужин и завтрак. Когда мы спросили, где можно купить хорошего домашнего вина, нам принесли литровую бутылку и сказали что это подарок.

Милые, добрые грузины, они постоянно нам, что то дарили и чем нибудь угощали.
Вечером отдыхали, гуляли по городу. Булыжные мостовые, ажурные фонари, крепость, храмы, красиво, аутентично, в груди уже немного щемит от того что вскоре это останется только в памяти.

Восьмой день. Утро. Позавтракав грузинским сыром, яичницей, собираемся в дальнейшую дорогу. На навигаторе установлен город Телави. Помните, Мимино звонил в Телави, а попал в Тельавив, это именно этот город.
Телави – город в Алазанской долине, столица Кахетии, центр всего грузинского виноделия, которое возведено здесь в культ.
Маршрут проложен через Гомбори, по новой дороге. В очередной раз круто ползем в горы, покоряя Циви – Гомборский хребет. Дорога узкая, но везде асфальт хорошего качества.



И везде неописуемо потрясающие виды с высоты птичьего полета.
Перевалив хребет, вскорости, нам попадается не совсем достроенное кафе с удобным съездом. Нас встречает хозяин, колоритный пожилой грузин.



Собственноручно жарит нам шашлык, и мы кушаем за деревянным столиком на краю обрыва, с видом на горы, и вьющуюся вниз дорогу.



Общаемся с хозяином. Надо отметить, что грузины очень общительные и коммуникабельные люди. Видя наши российские номера, или слыша русскую речь, подходят, с радостью знакомятся, обнимаются, приглашают в гости.
С неподдельным интересом расспрашивают, как мы живем в России, как мы относимся к Грузии, почему так мало российских туристов приезжает к ним. Абсолютно все с кем нам посчастливилось общаться, сожалеют что Россия и Грузия не вместе.
Ни от кого я не слышал дифирамбов в сторону Америки, все говорили, что они разрушают грузинскую культуру, самобытность.
В Тбилиси с разрешения властей пытались провести гей парад. Представляете что это такое для кавказцев?
Народ с кулаками вышел, и разогнал это шествие. Нам это рассказывал серьезный человек, владелец фабрики по производству овощных консервов.
Своего бывшего президент Саакашвили, Мишка, как они его называют, вспоминают совсем не с теплотой. Самодур был еще тот. Хотя все отмечают опять же, что это именно он заасфальтировал всю Грузию, и безжалостными репрессиями искоренил воровство и бандитизм.
Интересуюсь у хозяина, свое ли у него вино? Да конечно, у меня говорит свои виноградники в долине. А сколько вы готовите вина в год? Ну, по-разному, от урожая зависит, в среднем двадцать пять тонн. У нас округляются глаза!!! Если поедете обратно через меня, я вам пять литров в подарок налью. Обратно мы ехали, другим маршрутом.
Едем дальше, вот и Телави.



Достаточно бегло осматриваем город, древнюю крепость Батонис – цихе,
которая находится в самом центре города.



Бегло, потому что нещадно палит солнце, и у нас одно непреодолимое желание найти прохладу.



Спрашиваю у местных таксистов, где можно покупаться, и нам советуют искусственный водоем в районе городка Кварели. Все, решено, едем купаться, тем более что водоем вписывается в наш дальнейший маршрут.
По пути, не останавливаясь проезжаем царскую крепость Греми, монастырский комплекс Некреси, оставляя осмотр на следующий день. Перед Кварели, покупаем огромный арбуз, и спрашиваем у пожилого пастуха, как нам добраться до водохранилища. Он отправляет нас по узенькой каменистой дорожке среди виноградников. Дорожка постепенно превращается в речку бегущую навстречу.



По всей видимости, почтенный старец, сбитый с толку брутальной внешностью нашей машинки, переоценил внедорожные качества Орлушки.
С трудом развернувшись, находим другой, асфальтированный путь, вокруг виноградников к долгожданной воде.



Ближе к вечеру, накупавшись и хорошо отдохнув, едем на завод Киндзмараули в Кварели. Восемьдесят процентов виноградников земли Киндзмараули, принадлежат этому заводу.
По дороге нас обгоняет Хонда Одиссей с грузинскими номерами, и буквально подрезав, останавливается, и к нам идут грузины. Я в недоумении и с тревогой выхожу, не понимая, что случилось. Оказывается это наш земляк, грузинской национальности, привез свою семью в гости, на историческую родину. Они увидели красноярские номера и решили познакомиться. В ходе оживленного и радостного разговора, выясняется, что мы не просто земляки, а еще и проживаем в соседних городах, находящихся в 30ти километрах, друг от друга. Мы из Енисейска, они из Лесосибирска. Воистину, неисповедимы пути Господни.
Машину он, кстати, купил здесь же в Грузии, рассказывая, что стоят машины здесь в два раза дешевле, чем у нас в России. Поезжу здесь, говорит, потом отцу оставлю.
Выясняется, что они так же едут на завод, и предлагают ехать с ними, обещая бесплатную экскурсию, а так же дегустацию. Грех отказываться, едем за ними.
Все так и происходит, веселая экскурсия по заводу Киндзмараули, проведенная балагуром грузином в ковбойской шляпе, затем дегустация этого самого Киндзмараули, а так же коньяка.
В конце экскурсии, мы покупаем 10 литров бесподобно вкусного вина, которое при нас набирают из огромной вертикальной емкости ведром, и спускают на веревке.





Простившись с земляками, мы едем в Кварели. Покатавшись по городу, покупаем ужин в кафе, и выезжаем на природу. Ночевать мы решили на берегу небольшой речушки.
Девятый день. Просыпаемся под щебетание местных пичуг, умываемся в горной речушке, завтракаем, и счастливые, выезжаем на встречу следующему дню. В районе Кварели осуществляем экскурсию по винным погребам, с небольшой дегустацией.



Дальше едем в направлении Телави.
И вот Некреси, монастырский комплекс 4 – 6 веков, находящийся на высоченной горе




одно из самых сильных впечатлений от исторической Грузии. Вековая намоленность этого места, ощущается на физическом уровне.
Машину оставляем у подножия, покупаем недорогие билеты, и старенький автобус «Мерседес» везет нас на вершину. Билеты можно и не покупать, но тогда подъем будет, пешим ходом.
Подъем настолько крутой, что я, будучи шофером с большим стажем, испытываю чувство беспокойства, невольно представляя, что моторчик может захлебнуться, а тормоза не окажутся достаточно надежными. Машинка реально старенькая.
Доехали. Не спеша осматриваем древнейший христианский памятник Грузии. Действующий храм, монашьи кельи, монастырская винодельня, небольшая картинная галерея, видимо с картинами монахов.







Впечатления очень трепетные.
В этом монастырском комплексе, мы знакомимся, а вернее с нами знакомятся, два грузина средних лет.



Один из них уже упоминавшийся в моем отчете владелец консервной фабрики. Спросили о наших дальнейших планах. Мы рассказали что хотим посетить еще Греми, затем через Телави уехать в Сигнахи. Григорий, так звали одного из них, сказал, что до Телави, наши пути совпадают, и предложил ехать вместе. Мы согласились.
Спустившись вниз, мы опять повстречали своих красноярских грузин, радостно поприветствовали друг друга, и предположили что эта встреча так же не последняя.
Вот и Греми. Памятник 16го века.





Царская крепость с действующей церковью Архангелов – это все что осталось от некогда процветающего города Греми. Осмотрели, обменялись с ребятами сувенирами, и они предложили нам посетить в районе Телави, ресторан на открытом воздухе в лесу. Ресторан, посещаемый в основном только местными, и известный своей истинно грузинской кухней. Предложение нам понравилось, потому что был уже полдень, и мы успели проголодаться.
Беседки ресторана действительно располагались на пологой террасе в лесу. Заказ происходил на грузинском языке, и когда нам все принесли, мы были изрядно удивлены. Это невозможно было съесть впятером. Длинный деревянный стол был заставлен от края до края. Различные шашлыки, жареные на виноградной лозе, салаты, хачапури, много боржоми, вина. За неторопливым разговором, мы приговорили половину блюд.
Когда мы собрались уезжать, я спросил счет, на что Георгий мне посоветовал никогда так не говорить, если я не хочу обидеть, мы их гости, и ничего не должны платить.
Затем нам дали телефон гостиницы в Сигнахи, сказав, что хозяйка их друг, и нам сделают хорошую скидку, а они ей позвонят, и мы дружески простились.
По дороге в Сигнахи, едем по равнине Алазанской долины. Проезжаем многочисленные селения, и это была уже не туристическая Грузия. Неприкрытая бедность сельского населения, бросалась в глаза. Частные машины, в основном старенькая советская «классика», много 24х «Волг», свидетелей советского благополучия грузин. Так же много старых немецких машин.
Дорожники так же работают в основном на старых советских грузовиках, много «ЗиЛ – 130». В общем, используют машины, которые встретить на российских дорогах, уже редкость.
Вдоль дороги, торгуют овощами, фруктами. Остановились у ведер с персиками. Большое ведро – 2 лари (46 рублей). Я сказал, что для нас много будет ведра, и попросил пол ведра за лари. Грузинка плохо говорила на русском, и поняла меня так, будто мне дорого за два лари, высыпала ведро нам в пакет, и дала сдачу один лари. Естественно я вернул ей эту сдачу. Бедное сельское население вынуждено просто за бесценок сдавать свои фрукты.
Ближе к вечеру, доезжаем до поворота на Сигнахи. Дорога зигзагом круто пошла в гору. Чем дальше, тем круче.
Когда закончился асфальт, и началась гравийка, крутизна подъема начала вызывать беспокойство. Появилась мысль, перерастающая в уверенность, что я повернул не туда. Ну не может дорога в город быть такой крутой.
Встречные машины не попадались, и когда я уже высматривал место для безопасного разворота, вдруг появилась высокая крепостная стена. Проехав, какое то время вдоль стены, через арку въезжаем в город, и сразу же оказываемся на центральной площади.
Город Сигнахи, очередной туристический центр Грузии, примечателен тем, что расположен на террасах, соединяющихся узкими крутыми улочками, мощеные булыжником.









У отеля


]

По горам вокруг, город окружен крепостной стеной с башнями,





построенной во времена защиты от монгольских кочевников. Стена тянется на десятки километров. Один местный гид, пристроившийся к нам во время прогулки, утверждал, что это вторая по длине стена в мире после Великой Китайской.



Город Сигнахи нам понравился, красиво, чисто, далеко внизу, между гор, раскинулась Алазанская долина. Возникало ощущение, что даже и не в Грузии мы находимся, а где-нибудь в Швейцарии.





Десятый день. Проснувшись, погуляли еще по городу, по крепостной стене, и к 12ти часам покидаем гостиницу. На выезде из города Сигнахи, в противоположную сторону от того как мы заехали в город, мы останавливаемся у храма Святой Нино, самой почитаемой святой в Грузии.





Осматриваем храмовый комплекс и узнаем, что внизу под горой, находится купель - родник, где крестилась сама Нино. Место святое, и купание имеет оздоравливающий эффект. Долго, долго спускаемся вниз по ступенькам,



занимаем очередь. Сама купель находится внутри каменного сооружения, мужчины и женщины по очереди заходят внутрь, и раздевшись окунаются с головой, три раза. Вода ледяная, но после этой процедуры, испытываешь небывалый душевный подъем.



Обратно поднимаемся на такси, старенький «Мерседес», с постоянной пробуксовкой на крутом каменистом подъеме, доставляет нас наверх.
Заждавшийся «Орлушка», радостно приветствует нас звуком сигнализации. Продолжаем путь дальше. Не доезжая Тбилиси около ??????? км, уходим влево, на Давид Гаредж.
Хорошая дорога постепенно заканчивается, так же как и плодородная долина сменяется полупустыней.




Это была самая плохая дорога, из 2000 км, что мы прошли по Грузии. То тут, то там, на асфальте попадаются глубокие выбоины, очень опасные для подвески и низкопрофильной резины. Окружающий ландшафт, подошел бы для съемки фантастического фильма о другой планете. Нас окружают безжизненные, выжженные солнцем горы. Удивительно разная Грузия.
Вот и Давид Гаредж, комплекс грузинских пещерных монастырей 6го века, находящийся на границе с Азербайджаном.





Нас предупредили, не ходите в таком то направлении. Окажитесь не законно в другом государстве.
Осматриваем комплекс. Кельи, церкви, вырублены в скалах, вокруг безжизненное пространство



Здесь я воистину прочувствовал значение библейского слова, пустошь.





Впечатляет. Вот уж действительно здесь монахи отреклись от мира, и как то выживали.
Жалко, надо было приехать пораньше, и провести здесь больше времени. Осмотреть удалось далеко не все. Начинает смеркаться, и мы торопимся засветло выехать на хорошую дорогу.
На Тбилисскую трассу выехали уже в глубокой южной темноте. Не доезжая Тбилиси, решили заночевать, свернув на скошенное поле. Раскладной столик, кресла, газовая плитка, комфортный минимум, всегда с собой. Погода нам благоприятствует. Ночи теплые. Дождей, не было.
11й день. Проснулись, умылись. Чай, кофе, едем дальше. На навигаторе установлен Боржоми.
Не спеша проезжаем через весь Тбилиси. Движение очень плотное, хотя до Красноярских пробок далеко. Выезжаем на очень хорошую трассу Е60, она тянется от Тбилиси до Батуми.





Дорога трех, местами, где ремонт, двухполосная. Покрытие настолько хорошее, что трудно соблюдать скоростной режим. Помогает круиз контроль, ну а машины с местными номерами, этим вообще не заморачиваются.
Превышение скорости, пересечение сплошной, в Грузии как бы и не нарушение. Так же хочу предупредить будущих автопутешественников по Грузии, на ваш включенный «поворотник» для обгона, либо перестроения, вообще никак не реагируют нагоняющие машины, то есть даже и не думают снижать скорость, поэтому совершайте маневр, только убедившись что позади в опасной близости никого нет. Особенности национальной езды.
Проезжаем Гори, родина Сталина. Можно было бы посмотреть музей. Так же в окрестностях находится один из первых пещерных городов Грузии, Уплисцихе, но мы уже переполнены впечатлениями, и просто хотим быстрее оказаться на море, и отдыхать без ежедневных переездов. Поэтому последним, перед морем, пунктом осмотра и ночевки, назначен город Боржоми, куда мы и едем.
Доехав до города Хашури, уходим влево на Боржоми. Горы в районе Боржоми покрыты густым лесом, совсем другие, чем мы видели до этого.







В город приезжаем вскоре после обеда.
Без труда снимаем номер за 80 лари в отеле, в десяти минутах ходьбы от национального парка. Номер очень простенький, но есть все, что нам необходимо, кухня, душ, туалет.
Возле отеля.





Обедаем в кафе, отдыхаем, затем гуляем по национальному парку Боржоми, пьем воду из источника, которую наливают женщины волонтеры, бесплатно всем желающим.



Затем трекинг до горячего минерального источника





, где купаемся, и уже в сумерках возвращаемся в город.


12й день. Очередное радостное пробуждение в солнечной гостеприимной Грузии. Вдвойне радостное, от того, что на сегодня запланировано доехать до долгожданного Черного моря.
Для дочери этот день будет особенно примечателен, ведь это ее первое «настоящее» море в жизни.
На навигаторе установлен курортный город Кабулетти, там мы решили прожить несколько беззаботных дней, безо всяких планов и ежедневных переездов, загорая и купаясь в море. Почему Кабулетти? Ну, в первых, здесь в далеких пятидесятых, служил папа моей жены. Во вторых рядом Батуми и граница с Турцией. В третьих, просто красивое название, Кабулетти.
Хорошая дорога, многочисленные тоннели,









поселки и города, из крупных городов, проезжаем Кутаиси, и вот оно…., море!!! Гамарджоба, Черное море!!!



В пригороде Кабулетти, сворачиваем на дикий пляж, недолго купаемся в море и затем заезжаем в город.
Снять жилье естественно не составляет никакого труда, как в многочисленных отелях, так и в частном секторе. Вдоль дороги сидят «риэлторы», с табличками типа, «сдаютса квартиры». Именно так, «сдаютса». Цены в частном секторе начинаются навскидку с сорока лари, в сезон.
Мы же снимаем, после непродолжительного торга, за 70 лари, в небольшой уютной гостинице, на первой береговой линии, на третьем этаже. Гостиница новая, чисто, есть все необходимое. Балкон с видом на набережную улицу и море. До пляжа пять минут неспешным шагом.



Кондиционер, правда, заменяет вентилятор. На следующий год, хозяйка сказала, что поставит везде «климаты». Наверное, и цены поднимет.
Просила рассказывать в России как у них хорошо, что бы приезжало больше россиян, а у них и правда хорошо.
Когда мы возвращались из Турции, этот же самый номер, мы снимали уже за 50 лари, был уже не сезон, середина сентября.
В Кабулетти мы прожили восемь праздных дней, наслаждаясь морем,
вином, грузинской кухней,



«цхеле семенди» на пляже, и ничего неделаньем. «Цхеле семенди» - вареная кукуруза, а может горячая…. Во всяком случае, именно эту фразу, с ударением на «и», нараспев кричат все торговцы кукурузой на пляжах.
Так же мы с большим удовольствием общались с грузинами. Они все, независимо от своего социального положения, узнавая в нас русских, с радостью знакомились с нами, приглашали в гости, посидеть за столом, угощали, обменивались телефонами. Это были рабочие, врачи, предприниматели, торговец землей, безработные…., все звали к себе в гости.
Я был в нескольких странах, но именно в Грузии, как нигде, приятно ощущать, что ты русский, что ты россиянин. Что удивительно, это, несмотря на то, что в средствах массовой информации Грузии, Россию продолжают представлять в виде не совсем приглядном. Например, мы слышали по радио в новостной ленте, что Крым, после аннексии его Россией, голодает. Что его туристическая инфраструктура пришла в упадок. Что единственным туристом, за все это время, был только В.В. Путин. Все это подавалось на полном серьезе.
Так же мельком видел документальную передачу по телевизору, там речь шла о нашем «кровожадном» царском генерале Ермолове, который аул за аулом вырезал непокорные кавказские народы.
В то же время в кафе, куда мы часто ходили обедать, хозяева постоянно смотрели о событиях на Украине, по нашему, первому каналу.
В общем, в Грузии демократия, а грузины нас любят и уважают, не смотря на усилия политиков, как их, так и наших.

21й день нашего путешествия. Поддаемся на уговоры грузинского друга Виктора, пожить хоть немного у него, и уезжаем в близлежащую деревню в горах, с одноименным названием Кабулетти. Виктор, он же Бичиго, держит ларек на набережной улице, торгует пивом, вином, чачей, мороженым-пироженым, в общем всем понемногу. Он непременно угощал нас, чем ни будь вкусненьким, когда мы проходили мимо, и напрочь отказывался брать с нас деньги. На наш русский менталитет, это было очень непривычно и немного напрягало, так что иногда просто хотелось перейти на другую сторону улицы.
Деревня Виктора, оказалась очень живописной. Двухэтажные дома, разбросанные по склонам гор, на значительном расстоянии друг от друга. Живут большими семьями, бабушки, внуки, братья, сватья...., как то так.



Между домами сады. Мандарины, апельсины, киви, гранаты….Улиц, в нашем понимании нет, просто подъезды к домам. Дом Виктора оказался с очень крутым подъездом, да еще и размытый ливнем, прошедшим накануне.

В определенной точке, мой верный Орлушка начал бессильно грести передними лапками, отказываясь подниматься выше. После трех попыток, машину оставили в соседском дворе, где нам любезно тут же предложили место.
У Виктора мы прожили один день с ночевкой. В программе был пикник на берегу горной речки.






22й день. Наутро мы простились с хозяевами. Нас обнимали (чем не переставали нас смущать и удивлять), крепко жали руки, и просили заехать на обратном пути.
На выезде из деревни, мне показали импровизированную ремонтную яму, где я поменял масло и фильтра.
В наших планах на сегодня, был запланирован беглый осмотр Батуми, пересечение границы с Турцией, и проехать порядка 300км по турецкой территории.
Дорога до Батуми, была как почти везде в Грузии, по асфальту хорошего качества, но по узкому серпантину, практически везде расчереченому сплошной линией,



что не мешало местным джигитам при первой же возможности бросаться в обгон.
Я уже вполне адаптировался к особенностям национальной езды, и меня это не удивляло, и не напрягало.
Вот и Батуми.



Не спеша проехав через весь город, мы остановились, что бы погулять по набережной.






Ну, все, нас ждет Турция. А может не ждет? Все равно приедем.
Расстояние до пограничного перехода Сарпи от Батуми, 19 километров. По дороге в районе Квариати заправляем полный бак. В Турции бензин не просто дорогой, а очень дорогой. На тот период, стоимость одного литра составляла порядка 95 рублей, в переводе.
На душе немного тревожно, в груди приятный холодок. Не каждый день на своей машине в Турцию. До дома 6000 км, а мы уезжаем все дальше и дальше.
Я то бродяга старый, волнительно за семью, которая доверилась мне, и которую я должен вернуть домой в целости и сохранности.
Справа море, слева жмут скалы, очередной поворот, и вот он воочию, виденный до этого много раз на фотографиях, переход Сарпи.
Останавливаюсь на площади, у торговых рядов, осмотреться, сообразить, «что почем», и куда заезжать. Тут же подъезжает полиция и говорит что здесь стоять нельзя.
Отъезжаю метров 500 в сторону Батуми, с трудом нахожу место под скалой для парковки. Нещадно палит солнце, и мы решили напоследок искупаться в море. Внизу пляж.



С пляжа виден ПП Сарпи, и минарет на турецкой территории.

Продолжение следует.
 
Регистрация
15 Дек 2011
Сообщения
4,105
Авто
Был Орландо LS AT, ГБО, Чип под ГБО. Евгений.
Уже второй раз с интересом прочитал это дежавю:) Отчет-супер!


Добавлено через 1 минуту
Автор, ну с продолжением-то сильно не затягивай
 
Регистрация
9 Дек 2011
Сообщения
2,435
Авто
Шевроле Орландо LS+ 5МКПП
Очень классное путешествие. МОЛОДЦЫ!!! А вот моя половинка, кстати тезка вашей, боится путешествий на машине из-за "ездоков профессиональных" в Москве и т.д. Еще раз поздравляю с удавшейся вашей мечтой. Молодцы ребята.
 
Регистрация
7 Авг 2014
Сообщения
29
Авто
Шевроле
Читал в "захлеб". Огромное спасибо за интереснейший рассказ и ждем продолжения. А с другой стороны, эко Вас приперло, что понесло на машинке в такую неведомую даль. Это зависть!
 
Регистрация
15 Июл 2015
Сообщения
2,527
Авто
Mitsubishi Pajero Sport 2.4 дизилек
Интересно увлекательно, особенно в части Грузии. Мои друзья из Армении сами часто ездят на море именно в Грузию и им там очень нравится.
 

Serg-i

пользователь
Регистрация
8 Май 2012
Сообщения
911
Авто
Chevrolet ORLANDO 1.8 LS механика с круизом, на проставках
Очень! ОЧЕНЬ !!! ИНТЕРЕСНО !!!! И весьма познавательно !!!! СПАСИБО за такой подробный и красочный отчёт !!!!!
 

Александр23

Езжу и балдею
Регистрация
9 Дек 2015
Сообщения
499
Авто
Орландо МКПП+ГБО, Авео 1,6 АКПП
супер, все понравилось, огромное спасибо.
тоже хотел бы


Добавлено через 3 минуты
а так на машине только по краю катаю, и летом уже 4 года в Йошкар-Олу (1900 км в 1 сторону), но это не путешествие, сел и за сутки доехал, а так бы хотелось с ночевками, но компании нет:( все только за "культурный отдых"
 

Александр23

Езжу и балдею
Регистрация
9 Дек 2015
Сообщения
499
Авто
Орландо МКПП+ГБО, Авео 1,6 АКПП
Nemir, 9 м-он 19 школа
 

yuriy

orlandoлюб
Регистрация
17 Мар 2013
Сообщения
53
Авто
орландо LTZ
Александр23, собираюсь в ваши края на пмж, летом поеду присматриваться. На Орлушке естественно. Может в Грузию заеду, ну очень хочется....
 

Александр23

Езжу и балдею
Регистрация
9 Дек 2015
Сообщения
499
Авто
Орландо МКПП+ГБО, Авео 1,6 АКПП
yuriy, будет нужна помощь(совет при покупке, др. и т.д.), обращайся
 
Сверху