И снова о Норвегии: Восхождение на Preikestolen, или Кафедру Проповедника
Кафедра Проповедника — это одно из красивейших мест в Норвегии, расположенное в Люсе-фьорде. Высота — 604 м над уровнем моря.
Нас заранее предупредили, что это не сочинские «33 водопада», поэтому «шлёпки» на ногах и прочие легкомысленные босоножки исключаются. Спортивная одежда, кроссовки или кеды, обязательно взять с собой припас в виде воды, еды и непромокаемой одежды на случай весьма вероятного дождя. С погодой нам повезло, а вот насчёт остального не соврали, что характерно. Подъём начинается в живописной долинке, и почти сразу резко забирает вверх. Причём, круто уходящая ввысь тропинка как-то очень резко переходит в почти хаотичное нагромождение камней, стремящихся к небу. Наша гид предупредила, что именно здесь, на первом подъёме «ломаются» очень многие. Чисто психологически. И поворачивают обратно, где можно позагорать у озера и отведать чего-нибудь бодрящего в ресторане. Остальным же предстоит весьма нелёгкий путь длиной 3,8 км (и столько же обратно). Уложиться нужно в 4 часа, по 2 в один конец. Так что рассчитывайте свои силы, ибо возвращаться будет ещё труднее, ввиду усталости и наступающего вечера. Да, и оставьте мне ваши номера мобильных телефонов, чтобы в случае чего знали, откуда вас спасать.
Сына отпустили вперёд, чтобы не плёлся с нами. Он шёл в своём, гораздо более быстром, темпе и быстро скрылся в горах. Мы с женой пошли потихоньку. Я успокаивал себя мыслью, что в любой момент можно прекратить это безобразие и спуститься вниз. Скажу честно: впервые мысль о возвращении меня посетила уже через 200 метров, когда я увидел то самое хаотичное нагромождение камней с красной буквой «Т» (тропа, чтобы не заблудились). Однако вид бодро лезущих в гору пожилых тётушек и лысых дядек что-то всколыхнул в душе. И подумалось мне: дойду во-о-он дотуда, где виден перевал, посмотрю, что там, а потом вернусь… вот так, уговаривая себя, я незаметно прошёл первый (
потом второй, третий и далее), самый трудный, подъём, попутно догнав нашего гида. Спросил, далеко ли ещё до конца? «Нуу, как сказать», - вежливо улыбнулась гид. – «Там подъёмы будут чередоваться со спусками, можно будет иногда отдыхать. Парочка подъёмов будет ещё тяжелее этого, но идти там будет легче». Успокоила, в общем. Потом выяснилось, что прошли мы меньше трети, но коварство маршрута таково, что кажется: вот-вот, вон там уже виден конец пути, ещё чуть-чуть, последнее усилие, и… стоишь на очередном перевале, а причудливое нагромождение камней, именуемое тропой, уходит дальше – вниз, вверх и куда-то вбок.
Отдельно доставили норвеги. Эти ребята рождены в горах, и для них подъём на Прекестулен — это детская прогулка минут на 40-50, сродни нашим прогулкам по Ботаническому саду. Мы шли молча, упрямо и зло, дыша как рыбы, выброшенные на берег, а они с шутками-прибаутками сигали рысцой вверх-вниз, за плечами у многих корзины с младенцами, сомлевшими от непривычной для Скандинавии жары.
В какой-то момент взятая с собой вода закончилась, сильно выручали ручьи и небольшие водопады. Обливания снизили перегрев организма, футболка перекочевала на голову, спортивные брюки превратились в шорты. Видел по пути нескольких бедолаг, идущих босиком. Моя обувь, к счастью, выдержала.
Нужно было отвлечься от дороги. Сначала насвистывал «Песню о друге», вспоминал волка из мультика, лезущего вверх по канату. Потом декламировал стихи. Только стихи лезли всё больше какие-то непраздничные. Уже внизу я вспомнил, что лучше гор могут быть только горы, но вот там, в горах…
Был ноябрь, по-январски угрюм и зловещ,
Над горами метель завывала,
Егерей из дивизии «Эдельвейс»
Наши сдвинули с перевала.
Командир поредевшую роту собрал… (перехватил взгляд супруги)
Продолжил:
… И ещё – он сказал, как поставил печать,
Там у них патрули. Это значит,
Если кто-то сорвётся, он должен молчать.
До конца. И никак не иначе.
– Что-то мрачноватые стихи читаешь. – Ну ладно, не буду. А вот и схема, где это мы? Что, всего полпути?! Нда… Ну, идут же люди. Не все, да. Кое-кто уже ползёт вниз, кто-то сидит и широко ловит воздух, и рожи у всех красные, что характерно. Ну, не возвращаться же? Отдохнули… Охх, вперёд! )))
Ещё одно титаническое усилие, и… хрен тебе бабушка, а не Юрьев день: очередной небольшой перевальчик:
… А справа, за спиной – едва угадывается тропинка, зовущая всё выше, и выше, и выше: )))
Идущие на Голгофу (один из наиболее простых участков, но даже там местами нужно цепляться руками-ногами или съезжать на пятой точке): )))
Ну, или… (шутка графического редактора, но зимой там, наверное, примерно так):
Пройдено три четверти пути, сбоку обрыв, и лишь узенький поребрик отделяет тебя от пятисотметровой бездны. Но тебе всё равно, ты бредёшь, зачарованный как Будда, механически переставляя ноги… идёшь и восхищаешься: эх, кррасота!
Лепота: )))
Малыш, тебе страшно? Мне нет. (с) )))
Метрах в 300 от вершины встретили возвращавшегося сына. Улыбнулся и сказал: «А-а,
дошли всё-таки?» xD Выяснилось, что до Кафедры он дошёл первым из нашей группы. Был там ещё один парень постарше, лет 17, с ним и соревновались, негласно, разумеется. Остальные вроде нас приползли позже, мы были где-то в золотой середине или в первой трети. Туда и обратно у нас ушло порядка трёх часов. Конечно, куда нам до коренных норвегов, но, как говорится, ещё и не старый хлам. Мне внизу вполне хватило времени зайти в ресторан и охладиться двумя бокалами норвежского разливного, потрясающе вкусного пива.
А вот, наконец, и Прекестулен, Кафедра Проповедника, вершина мира. Уфф, добрались. Количество туристов на квадратный метр зашкаливает. Юные экстремалы свесились
в 604-метровую бездну, подбадривают и дружески подпинывают друг друга:
Вот и сам я стою в нескольких метрах от края. Отсюда открывается действительно потрясающий, шикарнейший вид, один из лучших в Норвегии, который лишь очень бледно смогла передать камера моего телефона (фотоаппарат на восхождение не брал, опасаясь за его целость):
Спуск прошёл без потерь. По пути встречали членов нашей группы, в разных стадиях усталости. Вот молодой человек помог уставшей девушке, взяв у неё увесистую сумку и донеся до автобуса. Наша гид тоже была молодцом: взяла под свою опеку двух пожилых женщин, дошла с ними до самого верха и помогла спуститься обратно. Вообще в горах очень быстро раскрывается характер человека: кто сам за себя, а кто из последних сил, но помогает другим. Это отчётливо проявилось даже на таком относительно простом маршруте. Гид была довольна: в этот раз без происшествий. А вот девушка из прошлой группы рванула на радостях по крутой тропе вниз последнюю стометровку и сломала ногу. Двойной перелом на ровном месте и пять часов ожидания для всей группы. Горы не отпускают, до последнего момента нужно быть предельно внимательным…
Внизу нас ожидал небольшой сюрприз. Наши водители Дарек и Чарек (парни с юмором, говорили, кому сложно, называйте нас Болек и Лёлек), открыли багажный отсек автобуса и хлопотали со стаканчиками и большой бутылью Аквавита (норвежская водка крепостью 41,5). Нам было объявлено, что это подарок от фирмы покорителям Кафедры Проповедника (конечно, угостили всех, не только дошедших до вершины). Тусующиеся рядом на стоянке караванеры (их, кстати, полно в Норвегии) поддержали наши тосты приветственными возгласами.
Что в итоге? Остались потрясающие впечатления, море позитива. Поехал бы я ещё раз в Норвегию? Однозначно. Совершил бы восхождение ещё раз? Ммм… Ну а то! ))) Особенно впечатляет, когда плывёшь на корабле по Люсе-фьорду, видишь снизу еле виднеющуюся, но всё равно величественную Кафедру Проповедника, и думаешь: «Неужели я там БЫЛ?!»
В объектив всё не помещается:
А внизу – извечный бег воды, устремляющейся по коричневым от времени камням в шестисотметровую лазурную глубину:
На память:
P.S. Прекестулен на Вики:
.
Отчеты других путешественников: